+7(967)131-92-77
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для артикуляционной гимнастики

 

     

 


 

 

 

 

"ЗАБОРЧИК"

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

 

 

Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение , подергиваются - пусть в начале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта.

 


 

"ОКОШКО"

Широко открыть рот - "жарко".
Закрыть рот - "холодно".

 

 

Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то Окошко и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно ,что делает его язычок.

 


 

"ДУДОЧКА"

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).

 

 

Если есть трудности в выполнении - поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.

 


     

 

 

"СЛОНИК ПЬЕТ ВОДИЧКУ"

Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая.

 

 

Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду - пппффф и ладошку открыть над головой - слоник освежил себя водой.

 


 

"ОРЕШКИ"

Рот закрыт. 
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. 
На щеках образуются твердые шарики - "орешки".

 

 

Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.

 


 

"ПАРОХОД ГУДИТ"

Губы в улыбке. 
Открыть рот.
С напряжением произнести долгое "ы..." 

 

 

Попросить ребенка во время произнесения звука выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

 


 

"ПОЙМАЕМ МЫШКУ"

Губы в улыбке. 
Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). 

 

 

Основное упражнение для постановки звука Л.

 

 


 

"ЧАСИКИ"

Улыбнуться, открыть рот. 
Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так.

 

 

В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребека следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево - вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем - куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА!

 


 

"ЧИСТИМ ЗУБКИ"

Улыбнуться, открыть рот. 
Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

 

 

Опять следуем за словесной инструкцией: язычок вверх - вниз, или следим за пальцем, движение выполнять только тогда, когда поступила команда.

 

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ"

Улыбнуться. 
Открыть рот. 
Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

 

Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Варенье"

Если язык сужается - хорошо делать упражнение от Блинчика, если есть трудности в верхнем подъеме - намажьте верхнюю губу сладостью. Вкусно!

 


 

"ИНДЮКИ БОЛТАЮТ"

Губы в улыбке.
Широким языком облизать верхнюю губу (в быстром темпе).

 

 

При трудности в выполнении - делать от Вкусного варенья, потихоньку увеличивая темп.

 


 

"ЧАШЕЧКА"

Улыбнуться. 
Широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

 

 

Основное упражнение на постановку шипящих звуков. Чтобы Чашечка получилась, лучше делать ее от Блинчика: язык должен быть расслабленным. Можно попросить малыша подуть на чай, ведь при произношении шипящих воздух идет теплый.

 


 

"ЛОШАДКИ"

Губы в улыбке. 
Приоткрыть рот. 
Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

 

 

Лучше всего это упражнение получается по подражанию.

 


 

"ГРИБОЧЕК"

Улыбнуться, пощелкать языком (как лошадки), при щелканьи присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком - ножка.

 

Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Грибочек".

Рекомендуется детям с короткой подъязычной уздечкой, до счета 10 держите ножку гриба, только потом "срывайте". Если упражнение не получается, скажите ребенку, что это похоже на очень медленную Лошадку.

 


 

"ГАРМОШКА"

Улыбнуться.
Сделать "грибочек". 
Не отрывая языка открывать и закрывать рот, зубы не смыкать.

 

 

Очень хорошо растягивается подъязычная уздечка.

 

"МАЛЯР"

Губы в улыбке. 
Приоткрыть рот. 
Кончиком языка погладить, "покрасить" нёбо.

 

 

Упражнение тренирует верхний подъем языка.

 


 

"КАЧЕЛИ"

Улыбнуться. 
Открыть рот. 
На счет 1 - кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 - кончик языка за нижние зубы.

 

 

Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался.

 


 

"ПАРАШЮТИК"

На кончик носа положить ватку. 
Широким языком в форме чашечки, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

 

 

Это упражнение вырабатывает сильную воздушную струю, которая необходима для шипящих и Р,РЬ.

 


 

"БАРАБАНЩИК"

Улыбнуться. 
Открыть рот. 
Кончиком языка постучать за верхними зубами "дэ-дэ-дэ".

 

 

Основное упражнение для постановки Р,РЬ. Если рот закрывается, язык падает - примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку), язык "стучит" над палочкой.

 


 

"ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА"

Ватку (мячик) положить на широкий язык. 
Дуть на зажатый между губами язык (щеки не надувать).

 

 

Если щеки надуваются - пусть ребенок придерживает их ладошками.

 


 

"КИСКА СЕРДИТСЯ"

Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. 
На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

 

 

Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами - ребенок может придерживать его указательнм пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка - проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине.